В настоящее время подготовку офицеров осуществляют
57 военно-учебных заведений: 10 академий, 9 университетов, 38
институтов, в составе ряда ведущих Вузов имеется 22 филиала. В вузах
Минобороны слушателей и курсантов готовят по 300 специальностям. В 2002
учебном году было подготовлено 19 тысяч военных специалистов. В 2003
году от иностранных государств поступило более 8 тысяч заявок на
подготовку офицеров. Это государства СНГ, Германия, Греция, Дания и
Китай.
В 2002 году Минобороны разработало, а Правительство
утвердило Федеральную программу «Реформирование системы военного
образования в Российской Федерации на период до 2010 года». Ее цель -
создать оптимальную сеть вузов, отвечающую потребностям военной
организации и возможностям федерального бюджета. На реализацию
Федеральной программы в 2003-2005 г.г. Правительство выделило более 400
млн. рублей.
Сегодня в военных вузах работают более 18 тыс.
педагогов, около 70% всего научного потенциала Минобороны. Более
половины преподавателей - специалисты высшей квалификации. За последние
годы возросла укомплектованность должностей
профессорско-преподавательского состава людьми, имеющими ученую
степень, - с 45% в 1999 году до 56% -в 2002-м.
Вместе с тем, существует проблема, связанная с
увольнением преподавателей-военнослужащих. Это объясняется снижением
престижа службы, невысокими окладами, бытовой неустроенностью, другими
проблемами. Должностной оклад опытного педагога-офицера, имеющего
ученую степень и ученое звание, почти вдвое ниже зарплаты его
гражданского коллеги в аналогичном госучреждении.
Для выравнивания ситуации разработаны новые
тарифно-квалификационные требования к должностям
профессорско-преподавательского и научного состава. С этого года доктор
наук будет ежемесячно дополнительно получать 1500 рублей, кандидат -
900 рублей. Кроме того, руководящему и преподавательскому составу трех
видовых академий уже выплачиваются надбавки к окладу за сложность и
важность задач (20 и 30% соответственно), на очереди - организация
выплаты аналогичных надбавок педагогам других академий и университетов.
Одним из шагов в подготовке офицера, способного
командовать профессионалом-контрактником, стал переход военных вузов на
новое поколение образовательных стандартов, разработанных на военные
специальности.
Другое направление деятельности - использование
госстандартов двойного назначения, которые обеспечивали бы высокую
военно-профессиональную подготовленность выпускников и гарантировали их
социальную защищенность при увольнении с военной службы. Первый такой
стандарт на специальность «управление персоналом» уже реализуется в
ряде вузов.
|